Положение о деятельности педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости обучающихся в МКОУ СОШ с.Кленовское

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
Муниципального
казенного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы с.Кленовское.
1.2. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты
обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
2. Цели и задачи работы с неуспевающими обучающимися и их родителями
(законными представителями)
2.1. Основными целями проводимой работы с неуспевающими и их родителями
(законными представителями) являются обеспечение выполнения Закона «Об образовании
в Российской Федерации», повышение уровня обученности и качества обучения отдельных
обучающихся и школы в целом.
2.2. Основные задачи: сформировать ответственное отношение обучающихся к учебному
труду; повысить ответственность родителей (законных представителей) за обучение детей
в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации».
3. Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по
предупреждению неуспеваемости школьников
3.1. Профилактика неуспеваемости на уроке должна осуществляться учителем
следующим образом:
• Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся
наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки,
допускаемые обучающимися в устных ответах, письменных работах, выявить типичные
для класса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение
материала обучающимися, пропустившие предыдущие уроки. По окончании темы или
раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков
школьниками, выявить причины отставания.
• Обязательно проверять в ходе урока степень понимания обучающимися основных
элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при
затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса
к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем
обучающимся активно усваивать материал
• Подбирать задания самостоятельной работы по наиболее существенным, сложным и
трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но
поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание
самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в
письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать
постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Оказывать
помощь обучающимся в работе, всемерно развивать их самостоятельность.
• Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять
контроль.
• Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя
внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно

затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными
ошибками. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ,
проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая
перегрузку, особенно слабоуспевающих обучающихся.
3.2. Помощь неуспевающему на уроке может выражаться в следующих действиях:
• Создавать атмосферу доброжелательности при опросе. Снижать темп опроса,
разрешать дольше готовиться у доски. Предлагать обучающимся примерный план ответа.
Разрешать пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
• Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.
• Применять меры поддержания интереса вопросами, выясняющими степень понимания
ими учебного материала.
• Привлекать их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлекать к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и
обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной «сильным» обучающимся.
• Разбивать задания на дозы, этапы, выделять в сложных заданиях ряд простых, ссылка
на аналогичные задания, выполненные ранее. Напоминать приемы и способы выполнения
задания. Указывать на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на
правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требований к их
оформлению. Более тщательно контролировать их деятельность, указывать на ошибки,
проверять, исправлять.
• Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не
механическое увеличение их числа. Более подробно объяснять последовательности
выполнения задания. Предупреждать о возможных затруднениях, использовать карточки с
направляющим планом действий.
4. Программа деятельности учителя с неуспевающими обучающимися и их
родителями (законными представителями)
4.1. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный,
индивидуальный и др.) для объективности результата.
4.2. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не
допуская скопления оценок в конце четверти, когда обучающийся уже не имеет
возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 4-6
обучающихся).
4.3. Комментировать оценку обучающегося (необходимо отмечать недостатки,
чтобы обучающийся мог их устранять в дальнейшем)
4.4. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе
контрольных работ, после чего провести повторный контроль предметных результатов..
4.5 Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий
обучающийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
4.6. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя
или непосредственно родителей (законных представителей) обучающегося о низкой
успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (три и более
неудовлетворительных оценок).
4.7 Учитель не должен снижать оценку обучающемуся за плохое поведение на
уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

2

5. Программа деятельности классного руководителя
5.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости обучающегося через
индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу
(методы работы: анкетирование обучающихся, родителей (законных представителей),
собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
•
пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
•
недостаточная домашняя подготовка
•
низкий уровень способностей
•
нежелание учиться
•
недостаточная работа на уроке
•
необъективность выставления оценки на уроке
•
большой объем домашнего задания
•
высокий уровень сложности материала
•
другие причины
5.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный
руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).
Уважительными причинами считаются:
•
болезнь, подтвержденная справкой врача;
•
мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения,
проводящего данное мероприятие;
•
освобождение от урока обучающегося в случае плохого самочувствия с
предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;
•
по семейным обстоятельствам более 2-х дней (по заявлению на имя директора ОУ).
Неуважительными причинами считаются:
•
пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих
уважительную причину отсутствия обучающегося.
Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей (законных
представителей) о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через
беседу с родителями (законными представителями) (если пропуски неоднократные), через
беседу с заместителем директором, через малый педсовет (если прогулы систематические).
5.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или
недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую
работу с родителями (законными представителями) обучающегося, обращаясь за помощью к
социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей (законных
представителей) от своих обязанностей.
5.4. В случае указания обучающимся на завышение объема домашнего задания классный
руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к
заместителю директора, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания
соответствующим нормам.
5.5. Организовать помощь слабоуспевающим обучающимся со стороны актива класса.
5.6. В случае выполнения п. 5.1. - 5.5. и отсутствии положительного результата классный
руководитель сообщает о данном обучающемся администрации школы с ходатайством о
вызове родителей (законных представителей) данного обучающегося на Совет профилактики
либо для беседы на совещание при директоре, а также о рассмотрении дела данного
обучающегося на заседании малого педагогического совета.
6. Программа деятельности заместителя директора
6.1. Заместитель директора осуществляет постоянный контроль над реализацией системы мер
по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости.
3

6.2. Осуществляет специальный контроль за работой с наиболее «трудными» школьника ми,
и ведет строгий учет результатов этой работы.
6.3. Обобщает передовой опыт работы по предупреждению неуспеваемости с его широким
обсуждением.
6.4. Включает в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений
вопросы, связанные с предупреждением неуспеваемости обучающихся.
6.5. Обеспечивает единство действий всего педагогического коллектива по предупреждению
неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на
достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении,
координацию действий педагогов с обучающимися активом, родителями и общественностью
по месту жительства детей и др.
7. Деятельность педагогических советов
7.1. Малый педагогический совет принимает решение о направлении материалов на
обучающегося и его родителей (законных представителей) в комиссию по делам
несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер
наказания к родителям (законным представителям).
7.2. Педагогический совет принимает решение об оставлении неуспевающего обучающегося
на повторный курс обучения.

4

Приложение 1
Система работы с неуспевающими обучающимися
Классный руководитель

Учитель

Заместитель
директора

Отработка домашних заданий
детьми, дополнительные
индивидуальные карточки для
работы на уроке и дома
Регулярно и систематически
опрашивать, выставляя оценки
своевременно, не допуская
скопления оценок в конце
четверти, когда обучающийся уже
не имеет возможности их
исправить (количество
опрошенных на уроке должно быть
не менее 4-6
обучающихся)
Уведомление классного
Педсовет по
руководителя о текущей
предварительным
неуспеваемости
итогам
обучающегося
Вызов родителей в школу
Уведомление родителей о текущей неуспеваемости обучающегося под роспись
Контроль ознакомления родителей с
записями в дневнике
Работа с тренерами (если ребенок
работает в спортивной секции).
Уведомление родителей об их
ответственности о самостоятельном
изучении пропущенного материала
обучающимся
Вызов родителей и обучающихся на Совет профилактики
Приглашение родителей на уроки (с разрешения учителя и администра-ции) Беседа
родителями
заместителя
директора
Контроль знаний обучающегося в
присутствии
родителей.
Общественные смотры знаний

5

с

Вызов родителей и обучающегося на совет профилактики

Совет
профилактики: 2
раза в месяц
Вызов родителей и обучающегося на заседание малого педагогического Малый
совета
педагогический
совет – 1 раз в
месяц
Тестовые срезы за каждую
Письмо на работу
четверть
родителям
Неудовлетворительная оценка за
отчетный период
Ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав
Решение о переводе в следующий класс условно
Решение о повторном обучении обучающегося
Решение о том, чтобы не допускать обучающегося к прохождению итоговой аттестации
Приложение 2
Образцы документов, необходимых при работе с неуспевающими
Уведомление родителей о неуспеваемости учащегося
Ф.И.О. учащегося:__________________________________________________
Класс:_____________________________________________________________
Дата:________________
Уважаемые
______________________________________________________________________________________
______________________________________________!
Доводим до Вашего сведения, что Ваш(а) сын (дочь),
__________________________________________________________________, испытывает
трудности в обучении по следующим предметам:
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________
Проблемы выражаются в:
(регулярной неготовности к урокам, невыполнении д/з, нарушении дисциплины на уроке и
т.п.__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_____
__________________________________________________________________
Данная ситуация вызывает у нас беспокойство, так как может привести к отставанию
учащегося по учебной программе и затруднениям в дальнейшем обучении.
В связи с этим просим Вас принять следующие меры:
1. Обеспечить регулярное посещение ребенком школы и выполнение им домашних
заданий.
2. Организовать дополнительную помощь ребенку по проблемным предметам (занятия с
репетитором, посещение дополнительных занятий в школе и т.д.).
3. Контролировать выполнение ребенком учебных заданий и оказывать ему необходимую
поддержку.
6

4. Посещать родительские собрания и поддерживать регулярную связь с классным
руководителем и учителями-предметниками.
Мы готовы оказать Вам содействие в решении данной проблемы и совместно разработать
план действий по улучшению успеваемости Вашего ребенка.
Просим Вас связаться с нами в течение _____________________________для обсуждения
ситуации и выработки дальнейших шагов.
Контактное лицо:
______________________________________________________________
Телефон:______________________________________________________
Электронная почта:_____________________________________________
Классный руководитель: ___________________________/_________________/
Заместитель директора:
__________________________/_________________/
Уведомление получил (а) «___» ____________202__г.
_______________________/___________________________/
______________________/____________________________/

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».