РП индивидуальный проект

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Индивидуальный проект» для средней
общеобразовательной школы реализуется при использовании учебного пособия
«Индивидуальный проект» для 10 класса серии «Профильная школа» авторов М.В.
Половковой, А.В. Носова и др.
Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации",
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в
Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 7
июня 2012 года.;
 с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего
образования («httр://www.fgosreestr.ru»).
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной программы
общего образования и одним из эффективных факторов создания психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельной активности в
обучении и, через творческий и исследовательский потенциал. Важно подчеркнуть, что
именно в методе проектной деятельности мы видим использование всех передовых,
формирующих творческие способности видов обучения: проблемного, развивающего,
эвристического, личностно-ориентированного, межпредметного. Особенностью проектов
на старшей ступени образования (10 – 11 классы) является их исследовательский,
прикладной характер, а так реализация педагогической идеи формирования у школьников
умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный учебный проект»
обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам
основного общего образования.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), направленную
на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством
преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной) в течение двух лет в рамках учебного времени, специально
отведённого учебным планом, Результат освоения программы дисциплины должен быть
представлен в виде публичной защиты завершённого учебного исследования или
разработанного проекта, а так же соответствующих документов проектной работы.
Цель данной программы – дальнейшее становление и формирование личности
обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование
навыков
самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и
профессиональной ориентации содержания учебного предмета «Индивидуальный
учебный проект», подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному
жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной
деятельности.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

2

- обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под
проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу,
выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору,
освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта
проектирования;
- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из
информационного поля;
- развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и
результативности решения проблемы проекта);
- обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества;
- развитие навыков публичного выступления
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные
технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование,
проблемно -поисковые технологии, творческие проекты).
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых
учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной,
практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Согласно учебному плану предмет «Индивидуальный проект» изучается в 10 классе в
объеме 34 часа - 1 час в неделю. Не исключается формат проектных сессий,
проводимых методом погружения несколько раз в течение года.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат
представление:
– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки и технологий;
– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и
др.);
– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;

3

– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
–
использовать
элементы
математического
моделирования
при
решении
исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Предметные результаты:
Десятиклассник научится:
- базовым навыкам коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
- базовым
навыкам
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
- базовым навыкам проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя
знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
- базовым навыкам постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов;
- умению
излагать
результаты проектной работы
перед школьной
аудиторией.
Десятиклассник получит возможность научиться:

4

- продвинутому уровню коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
- продвинутому уровню инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
- продвинутому уровню проектной деятельности, а также самостоятельному применения
приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя
знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
- продвинутому уровню постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов;
- умению излагать результаты проектной работы перед внешкольной аудиторией:
конференциях,
фестивалях, конкурсах, семинарах различного уровня;
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельности в приобретении знаний и решении проблем, проявляющаяся в
умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и
обработку
информации,
формулировку
выводов
и/или
обоснование
и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. п.
- сформированности предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- умению самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью
во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- Умению ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты,
аргументировано ответить на вопросы.
- обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное
направление образования;
- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся
Личностные:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что
побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться
вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ
на него;
-действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных
ценностей.
Метапредметные:
Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных
характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений от него;

5

-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в
случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы
в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены
существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления
общих законов, определяющих данную предметную область;
-умение структурировать знания;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
формах;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности; -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов,
относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей,
функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
По окончании изучения курса учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ,
апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция,
моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет
исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение
Система оценки достижения планируемых результатов
Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации,
видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д.
Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и
взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся
в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
- внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном
компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для
самостоятельного выполнения.

6

Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием
применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержаться
информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его
установке, а также описание его возможностей и применения.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением
проекта.
Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель
контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается «зачтенонезачтено».
В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения осуществляется
два раза (в декабре и в апреле), в ходе которого обучающиеся совместно с
руководителем представляют рабочие материалы и проделанную работу (оценивается
«зачтено-незачтено»).
Контроль за ходом выполнения краткосрочного социального проекта осуществляется
один раз и оценивается «зачтено-не зачтено».
Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная
группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты и обучающиеся из
числа наиболее успешных в области выполнения проектов и имеющие опыт защиты
проектов на других конференциях.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция
учащихся с предоставлением проектной работы. Итоговая аттестация включает в себя
основные этапы контроля над выполнением работы:




защиту исследования (проекта);
обсуждение исследовательской работы (проекта);
предзащиту исследовательской работы (проекта).

Форма итоговой аттестации – зачет.
Отбор содержания курса проводится с учетом другого вида работы –на заседаниях
которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую
работу школьников как:






защита проектов и исследовательских работ школьников;
круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей
проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
защита завершенных проектов и исследовательских работ;
итоговая конференция.
Содержание учебного курса

Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких
модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса.
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Введение. Индивидуальный проект.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области
проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские,
организационные, смешанные проекты.

7

Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и
содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других
профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение
примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до
полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектноконструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и
закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов:
социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта
«Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для
решения практических задач в разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные
элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование,
цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (3 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для
проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных
предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование,
спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование,
бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные
бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада
каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда,
роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Предварительная защита и экспертная оценка проектных
и исследовательских работ (4 ч)

8

Раздел 5.1. Позиция эксперта.
Раздел 5.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к
взаимодействию с экспертами. (Критерии анализа и оценивания проектной работы)
Раздел 5.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная
оценка.
Раздел 5.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Раздел 5.5. Подготовка к предварительной защите собственных проектов обучающихся.
Раздел 5.6. Предварительная защита собственных проектов обучающихся.
Раздел 5.7. Предварительная защита собственных проектов обучающихся (продолжение).
Раздел 5.8. Анализ и оценка начального этапа проектных работ обучающихся.
Раздел 5.9. Подведение итогов.
Модуль 6. Трудности реализации проекта (5 ч)
Раздел 6.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный
цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 6.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Раздел 6.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке
пластика».
Раздел 6.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в
ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 6.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по
туризму и краеведению.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (6 ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение,
технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий:
анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка
респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение
понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения
проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской
деятельности.
Модуль 8. Управление оформлением и завершением проектов -3 часа
Раздел 8.1. Способы и формы представления данных. Работа в сети Интернет
Раздел 8.2. Компьютерная обработка данных исследования. Сбор и систематизация
материалов по проектной работе.
Раздел 8.3. Требования к оформлению проектной работы. (Оформление таблиц, рисунков
и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы).
Раздел 8.4. Критерии анализа и оценивания проектной работы.
Раздел 8.5. Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного
выступления.
Раздел 8.6. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь.
Раздел 8.7. Подготовка авторского доклада.
Модуль 9. Презентация и защита индивидуального проекта (1 ч)
Раздел 9.1. Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/
исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
Раздел 9.2. Рефлексия. Самооценка индивидуального проекта.

9

Раздел 9.3. Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный проект».
Форма аттестации: предзащита/защита проекта
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Курс рассчитан на 1 час в неделю в 10 классе, что составляет 34 часа
Разделы и темы
Количество часов
10 класс
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
5 часов
Модуль 2. Самоопределение
3 часов
Модуль 3. Замысел проекта
4 часов
Модуль 4. Условия реализации проекта
3 часа
Модуль 5. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и 4 часов
исследовательских работ
Модуль 6. Трудности реализации проекта
5 часов
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
6 часов
Модуль 8. Управление оформлением и завершением проектов
3 часа
Модуль 9. Презентация и защита индивидуального проекта
1 час
Итого 34

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».