14.11.2021
2021-2022 учебный год
В соответствии с приказом итоговое сочинение (изложение) будет проводиться в следующие сроки:
1 декабря 2021 года
2 февраля 2022 года
4 мая 2022 года
30 августа 2021 года стали известны официальные правления для итогового сочинения в 11 классе в 2021-2022 учебном году. Направления были представлены на официальном сайте ФИПИ
Список направлений тем итогового сочинения 2022
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение
к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности
и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое
направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках
цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры
из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной
литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают
технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно
также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует
мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии
и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое
направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как
социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона,
совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны
литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки
зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата
названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно,
художественная литература, в которой особое место занимает роман
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня
рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое
направление позволяет высказаться о произведении различных видов
искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе
мультипликационное или документальное), которое является личностно
важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь
о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни,
участник может привлечь при аргументации примеры из художественных
текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также
из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое
направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А.
Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце
2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии
«гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности
гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах
их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные
проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного
устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.11.2021
Дата обновления: 14.11.2021
Дата публикации: 14.11.2021