СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………. .3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся ………………………………………………………………………...4
1.2. Направления воспитания ………………………………………………………………………………………….5
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания ……………………….…………………………………………..5
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации ……………………………………... ……………………………..8
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности …………………………………………………..10
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение ……………………………………………………….…………………………………..22
3.2. Нормативно-методическое обеспечение ……………………… ……………………………………………..23
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями ………………………………………………………………………………………………………...23
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся …………………………………………………………………………………..24
3.5. Анализ воспитательного процесса …………………..………………………….................................................26
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания МКОУ СОШ с.Кленовское (далее – Программа воспитания)
Разработана основе Федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций. Данная программа является нормативно-управленческим документом, определяющим
организационно-управленческие и содержательно деятельностные направления осуществления воспитательной
работы в образовательной организации и основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для
образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Настоящая Программа школы разработана на основе следующих нормативных документов:
– Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993 г.);
– Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1989 г.); – Закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» (от29.12.2012 г., №273-ФЗ; с изм.);
– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального
Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (от 06.10.2009 г., №373; с
изм.);
– Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы с.Кленовское
Настоящая Программа представляет собой открытый для всех субъектов образовательной деятельности
документ, который дает представление о направлениях и содержании воспитательной работы МКОУ СОШ
с.Кленовское.
В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие обучающихся, формирование
у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Таким образом, одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности,
готовность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к познанию и обучению, ценностные
установки и социально-значимые качества личности, активное участие в социально-значимой
деятельности.
Рабочая программа воспитания МКОУ СОШ с.Кленовское содержит 3 раздела: целевой,
содержательный, организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за исключением
целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями МКОУ СОШ с.Кленовское:
организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей),
направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся. В центре рабочей программы воспитания в соответствии с ФГОС находится личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из
результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение
обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование основ российской идентичности;
3
готовность к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые
качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники
общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных
организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих
детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными
правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими
знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения
полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ
включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности
и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на
основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, возрастосообразности.
4
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной
организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
● гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности
к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве
и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры;
● патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения
к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности;
● духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов
России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
● эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
● физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия — развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
● трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и
других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов
в профессиональной деятельности;
● экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного
отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
● ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и
общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО и установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в
воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность
педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают
единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы на уровнях начального общего,
основного общего, среднего общего образования по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Целевые ориентиры
5
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом
сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней
истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального
исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции,
культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России,
символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа,
других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные
ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с
учетом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учетом осознания последствий
поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и
общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей,
народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту
брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной
культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
6
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и
народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание его влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении
здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в
информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и
иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей), стремящийся
управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям,
стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на
протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение
экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области
охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
7
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных
интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая,
читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественно научной
и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Уклад образовательной организации
МКОУ СОШ с.Кленовское является средней общеобразовательной школой. Обучение ведётся с 1 по 11
класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование. Нашей школе 58 лет со дня первого упоминания о ней в исторических источниках. Много событий
помнит она, много поколений учеников выпустила, много талантливых педагогов трудилось в ней на благо
нашего общества. Ведь история нашей школы – это часть истории всей нашей страны! Каждый учащийся своей
школы должен знать историю возникновения, развития, становления школы. Так как современная школа имеет
огромное влияние на развитие общества, она становится центром согласования потребностей и интересов
социума, формирования его культуры. Традиции нашей школы позволяют организовать работу ОО как
социокультурного центра. К такому выводу можно прийти, анализируя социальное окружение школы,
территориальное расположение, социальный статус семей обучающихся, систему взаимодействия школы с
различными организациями, решающими сходные задачи. Итогом всего вышеизложенного является цель
работы школы в рамках социокультурного центра: на основе партнерского взаимодействия и использования
педагогических ресурсов ОО обеспечить наиболее благоприятные условия развития, высокий уровень
самоопределения, адаптации школьников в современном социуме посредством установления нового типа
взаимоотношений между личностью, обществом и государством. МКОУ СОШ с.Кленовское (далее – школа)
удалена от городских культурных и научных центров, но в селе есть МКУДО Кленовская ДШИ, МКУ «Центр
культуры и досуга» Кленовского сельского поселения, МКУ «Центр библиотечного обслуживания Кленовского
сельского поселения», МК ДОУ д/с № 27 с.Кленовское, ГК ПТУ Свердловской области «Отряд
противопожарной службы Свердловской области № 2 (отдельный пост пожарной части 2/6 с.Кленовское), с
которыми школа очень тесно сотрудничает. Социокультурная среда села более консервативна и традиционна,
чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. В нашей
школе доброй традицией стало, что целые поколения жителей села обучаются в нашей школе. Традиционным
в школе стало мероприятие «День рождения школы», «Вечер встречи школьных друзей», где организуются
различные выставки народного творчества, конкурсы, проводятся открытые уроки и внеклассные мероприятия
по определённой тематике, праздничные концерты, подготовленные учениками, педагогами и родителями.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих
людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание
старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Почти все педагоги школы родились в нашем селе, учились
в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга,
отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между
педагогами, школьниками и их родителями.
В 1–11-х классах школы обучается 129 обучающихся. Состав обучающихся школы неоднороден и
различается: – по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его уровня подготовки
к обучению в школе.
Источниками положительного влияния на детей прежде всего являются педагоги школы, которые
грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствует позитивная динамика результатов
деятельности по качеству обеспечиваемого образования. Команда администрации имеет достаточно большой
управленческий опыт и квалификацию. Педагоги школы – специалисты с продуктивным опытом
педагогической практики и молодые педагоги с достаточно высоким уровнем творческой активности и
8
профессиональной инициативы. В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты,
необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные игры, а также
отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего
ребенка.
Цель МКОУ СОШ с.Кленовское в самосознании педагогического коллектива: воспитание
высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою
личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и
культурных традициях многонационального народа России. В нашей школе зарождаются традиции: линейка,
посвященная Дню знаний и Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя, новогодние
утренники, «Осенний бал», смотры строя и песни, посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы.
Основные традиции воспитания в МКОУ СОШ с.Кленовское:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются основные школьные дела, через
которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других
совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его
роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению
к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых МКОУ СОШ с.Кленовское
принимает участие:
1. РДДМ «Движение первых».
2. Школьный театр.
3. Школьный спортивный клуб «Надежда»
Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием Государственного флага РФ
и РД, исполнение гимнов РФ и РД.
Школа реализует инновационные, перспективные воспитательные практики:
1. Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания – процесс совместной работы ученика и
педагога в изучении объекта, явления или процессов с определенной целью, но с неизвестным результатом.
Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее
самоопределения и самореализации.
2. Музейная педагогика – создание условий для развития личности путем включения ее в
многообразную деятельность школьного музея.
Проблемные зоны, дефициты, препятствия к достижению эффективных результатов в воспитательной
деятельности:
1. Сотрудничество с родителями – слабый отклик родительской общественности на призыв школы к
решению проблем организации воспитательного процесса.
9
2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей – личное общение часто заменяется
сообщениями в мессенджерах, что понижает эффективность решения проблем.
Пути решения вышеуказанных проблем:
1. Привлечение родительской общественности к планированию,
воспитательных событий и воспитательных дел, а также их анализу.
организации,
проведению
2. Поощрение деятельности активных родителей.
3. Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний и индивидуальных встреч с
родителями.
Нормы этикета обучающихся МКОУ СОШ с.Кленовское:
1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10–15, не опаздывай к началу занятий. Если опоздал
– вежливо извинись, спроси разрешения учителя войти в класс и пройти к своему рабочему месту.
2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
3. Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и удобной, прическа – опрятной.
4. Все необходимое для занятий приготовь заранее – тетради, учебники, письменные и чертежные
принадлежности.
5. Держи рабочее место в порядке, следи за чистотой парты.
6. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения. Во время урока отключи
звук на мобильном телефоне и не доставай его.
7. Если в класс вошел педагог – нужно встать в знак приветствия.
8. Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то
спросить, подними руку.
9. Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно. Во время обучения будь
внимательным, слушай, думай, старайся.
10. На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.
11. Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям. Неприличные слова и жесты недопустимы.
12. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
13. Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников школы.
14. Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
2.2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В разделе «Виды, формы и содержание деятельности» показано, каким образом будет осуществляться
достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и
вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных образовательных
организацией задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями являются: – «Классное руководство», – «Школьный урок», – «Курсы
внеурочной деятельности», – «Самоуправление», – «Профориентация», – «Работа с родителями».
Вариативными модулями являются: – «Ключевые общешкольные дела». – «Дополнительное
образование», – «Детские общественные объединения», – «Волонтерская деятельность».
К рабочей программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
Настоящая Программа является общедоступным документом для ознакомления обучающихся и
10
их родителей (законных представителей), подлежит размещению на официальном сайте МКОУ СОШ
с.Кленовское в сети Интернет.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений
воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого
числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятий характер
воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и
педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
- открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных
площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители
других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы;
- проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные
состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы;
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень
образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность детей;
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы,
защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
Способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений
между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за
подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие
представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них
ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей
и т.п.);
11
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и
анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за
его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в
совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через
предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
Крупные ключевые дела - это верный путь соединения и поддержания общности школы, создания
прочного союза детей и взрослых, укрепления традиций образовательного учреждения. В традиции школы уже
заложено проведение общешкольных мероприятий:
Сентябрь
Торжественная линейка, посвященная «Дню знаний»
Месячник противодействия экстремизму (День памяти – 3 сентября)
Мероприятия по БДД
Октябрь
Цикл осенних праздников (Золотая осень, День пожилых людей, День учителя)
Ноябрь
Месячник правового воспитания
4 ноября – День народного единства
16 ноября – День толерантности
23 ноября – День матери
Предметные олимпиады
Акция «ЗОЖ»
Декабрь
Цикл новогодних праздничных мероприятий
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом
3 декабря – Международный день инвалидов, День неизвестного солдата
9 декабря – День героев Отечества
10 декабря – Международный день прав человека
12 декабря – День Конституции РФ
Акция «Твори добро»
Январь
27 января - Международный день памяти жертв Холокоста, День полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады
Акция «Блокадный хлеб»
Февраль
12
Военно-патриотический месячник (военно–спортивный праздник, посвященный 23 февраля)
8 февраля - День Российской науки
15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
23 февраля - День защитника Отечества
Акция "Посылка солдату"
Смотр строя и песни
Март
Месячник экологического воспитания
Цикл весенних праздников (8 Марта, День птиц, День воды, День Земли, Неделя добра)
1 марта – Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом
8 марта - Международный женский день
18 марта - День воссоединения Крыма с Россией
20 марта – День Земли
22 марта – День воды
Апрель
12 апреля – День космонавтики
15 апреля – День экологических знаний
Экологические десанты по уборке пришкольной территории
Май
9 мая – День Победы
19 мая – День детских общественных объединений и организаций
24 мая – День Славянской культуры и письменности
25 мая – Линейка «Последний звонок»
Акция «Бессмертный полк»
Июнь
День защиты детей
Трудовой десант
Выпускные вечера в 9 и 11 классах.
Торжественное вручение аттестатов.
Наряду с традиционными подбираются всё более новые и интересные формы воспитательных
мероприятий: театрализованные праздники, устные журналы, круглые столы, диспуты, лекции, концерты,
торжественные и рабочие линейки, конкурсы, выставки, традиционные праздничные вечера, тематические и
предметные декады, месячники, трудовые десанты, спортивные мероприятия различных форм, экологические
уроки, акции, походы, экскурсии и т.д.
2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
13
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями
учащихся или их законными представителями
Работа с классом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой
помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися
вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с
самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и
школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной
позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений
по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;
- однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями;
- празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила
общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением
школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с
родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным
психологом;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений
с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и
т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио,
в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в
ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а
в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса;
- через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
14
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию
воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше
узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличнойот учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле
обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в
целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между
ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем
обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на
сплочение семьи и школы.
Модуль 3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования
преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им
возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для
своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;
- Формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли
бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые
формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой
на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
15
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения,
развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе,
на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков
самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему
здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные
на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация
их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения
в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных
16
идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность,
самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой
жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать
свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством
введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
- через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов
и т.п.);
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например,
старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы,
экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных
должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутри классных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за
порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Современная школа - сложная социально-педагогическая система, включающая педагогический,
ученический и родительский коллективы, систему дополнительно образования, организации и объединения
педагогов, учащихся и родителей. Ученическое самоуправление в этой системе позволяет успешно решать
такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности
ученика, демократизацию школьной жизни, т.е. вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и
родителей.
В МКОУ СОШ с.Кленовское сложилась двухуровневая система школьного ученического
самоуправления:
1-ый уровень – ученическое самоуправление в классе – это обсуждение вопросов жизнедеятельности
класса, принятие необходимых решений, утверждение плана внеклассной работы совместно с классным
руководителем, высказывание предложений по улучшению образовательного процесса, выбор представителей
класса в содружество классов, оценка их работы.
2-ой уровень – общешкольное ученическое самоуправление «Совет старшеклассников» - координация
деятельности всех органов и объединений учащихся, планирование и организация внеклассной и внешкольной
работы, подготовка и проведение собраний, конференций. На протяжении нескольких лет мы искали наиболее
эффективную форму организации ученического самоуправления и пришли к выводу, что наилучшие
17
результаты достигаются при организации КТД, акций, организованных и подготовленных
старшеклассников.
Советом
За истекший период Советом старшеклассников организованы и проведены мероприятия для разных
возрастных групп учащихся. При проведении мероприятий активно использовались ИКТ. Кроме массовых
мероприятий, Советом старшеклассников были организованы конкурсы, позволяющие в полной мере
реализовать творческие способности и интересы учащихся.
Это:
- Конкурс плакатов «Скажи «нет» наркотикам;
- Конкурс рисунков «Мы выбираем жизнь»;
- Конкурс видеороликов «Золотая Осень», «Птицы наши пернатые друзья»;
- Новогодний марафон;
- Эко-акции «Раздельный сбор мусора», «Добрая суббота»;
- Акции «Неделя добрых дел в школе», «День народного единства», «День борьбы со
СПИДом», «День Конституции», «День толерантности», «Учителю с любовью»;
- Мероприятия, посвященные «Дню матери», «Дню 8 марта», цикл мероприятий, посвященных
празднованию Дня Победы: акция «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Георгиевская ленточка»,….
праздник «Последний звонок».
6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе
общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его
правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях"
(ст. 5).Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических
процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору
объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально
значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их
личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других;
- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения
для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного
пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
В МКОУ СОШ с.Кленовское действуют следующие основные детские объединения:
Название объединения
«ЮИД»
Содержание деятельности
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД у учащихся; формирование мотивационноповеденческой культуры детей в условиях уличного движения; развитие чувства ответственности у детей за
свое поведение на дороге.
18
«Движение первых»
Формирование разносторонней развитой
социализированной в современном обществе.
личности
с
активной
гражданской
позицией,
«Орлята России»
Воспитание патриотизма и гражданской ответственности среди молодежи. Важным аспектом
деятельности движения является активная гражданская позиция членов, которая выражается в участии в
общественной жизни и проведении социальных и культурных мероприятий.
Модуль 7. «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо
конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным.
Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят
масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает
постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение.
Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать,
эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Воспитательный потенциал волонтерства
реализуется следующим образом.
На внешкольном уровне:
- участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий,
проводимых на базе школы (в том числе районного, городского характера);
- посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне
расположения образовательной организации;
На уровне школы:
- участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы;
- участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников,
тематических вечеров;
- участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (благоустройство клумб, уход за
деревьями и кустарниками).
8 Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя
профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка –
подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному
планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых
необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
19
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних
специальных учебных заведениях и вузах;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет – участие
в проекте «Билет в будущее»;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей,
способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в
основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации,
обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется
через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- размещение на стенах регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих
им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления
мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- озеленение пришкольной территории, оборудование оздоровительно-рекреационных
позволяющих разделить свободное пространство на зоны активного и тихого отдыха;
зон,
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со
школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности,
создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий
(праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды
(стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
10 Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более
эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в
данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и
решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания школьников;
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
20
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых
проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных
мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и
родителей.
Сотрудничество семьи и школы осуществляется через ставшие традиционными формы совместной
деятельности педагогов и родителей: лектории для родителей, общешкольные родительские собрания, Дни
открытых дверей, дающие возможность родителям и учителям объединиться в решении общих задач.
На вышеуказанных мероприятиях собирались родители по социальным вопросам, вопросам
педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях,
проводились родительские лектории, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к
воспитанию ребенка, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений,
сохранению и укреплению здоровья.
Разнообразен круг тем, рассматриваемых в рамках встреч с родителями: «Психологические особенности
и задачи развития в подростковом возрасте», «Актуальность развития эмоциональной сферы дошкольников»,
«Прогноз и профилактика проблем обучения при переходе в среднее звено», «Влияние на эффективность
успеваемости навыка чтения», «Причины и профилактика агрессивного поведения подростков».
На укрепление ценностей семьи, формирование навыка ответственного родительства направлена работа
Психологической службы в формате социально-психологического тренинга, систематически проводятся
индивидуальные консультации с родителями учащихся.
В школе стало традицией проведение совместных спортивных мероприятий обучающихся и родителей,
творческих отчётов классов перед родителями, общественностью.
В традициях школы - совместные вечера с родителями - постоянными гостями концертов, праздников,
где школьники демонстрируют творческие достижения, а родители убеждаются в том, что их дети находятся в
здоровом, работоспособном коллективе.
11 Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов
деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей,
способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего
образования. Дополнительное образование ведется так же, как другие типы и виды образования по конкретным
образовательным программам. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования,
которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, предполагает свободный выбор
ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие его личностных качеств, способностей,
интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.
Система дополнительного образования в МКОУ СОШ с.Кленовское:
- максимально ориентируется на запросы и потребности детей, обучающихся и их родителей (законных
представителей);
- обеспечивает психологический комфорт для всех детей, учащихся и личностную значимость
учащихся;
- дает возможность каждому открыть себя как личность;
- предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном
темпе;
- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального
гуманизма;
21
- побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;
- обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности
школьного коллектива.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего
образования:
- позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и
применения школьных знаний;
- позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных
образовательных программ;
- дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные,
эстетические, творческие запросы.
Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива,
укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально психологического климата в ней.
Занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеразвивающим программам различной
направленности:
- физкультурно-спортивная направленность
- художественная направленность
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе разработаны
дополнительные общеразвивающие программы по вышеуказанным направленностям, в структуру которых
входят рабочие программы по каждому объединению.
- «Точка роста» Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» является
общественным пространством МКОУ СОШ с.Кленовское осуществляющей образовательную деятельность по
НОО, ООО, СОО и направлен на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том
числе по учебным предметам «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Центр выполняет функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций,
цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной
самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Работа центра организуется по плану «Точка роста». Основные цели модуля: -участие в реализации
основных общеобразовательных программ в части предметных областей «Технология», «Информатика»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», в том числе обеспечение внедрения обновленного содержания
преподавания основных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта «Современная школа»
национального проекта «Образование»; -реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных
программ цифрового и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках внеурочной деятельности
обучающихся. Обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к современным
общеобразовательным программам цифрового и гуманитарного профилей детям иных населенных пунктов
сельских территорий. Внедрение сетевых форм реализации программ дополнительного образования.
Организация внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка соответствующих образовательных
программ, в том числе для пришкольных лагерей. Содействие развитию шахматного образования. Содействие
созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на личностное развитие,
социальную активность через проектную деятельность, различные программы дополнительного образования
детей.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В данном подразделе представлены решения МКОУ СОШ с.Кленовское в соответствии с ФГОС
основного общего образования по разделению функционала, связанного с планированием, организацией,
22
обеспечением, реализацией воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации
педагогических работников в сфере воспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в
том числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных,
социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты: заместитель директора по учебновоспитательной работе; советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими
общественными организациями; классные руководители; социальный педагог; педагог-организатор;
Общая численность педагогических работников МКОУ СОШ с.Кленовское – 6 основных
педагогических работников. 2 педагога имеет высшее педагогическое образование. 1 педагог школы имеют
звание «Ветеран труда Свердловской области», 2 учителя имеют Почетную грамоту Министерства
просвещения РФ, 2 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 4 педагогов – первую
квалификационную категорию. Классное руководство в 1–11-х классах осуществляют 11 классных
руководителей. Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам
воспитания в соответствии с планом-графиком. К реализации воспитательных задач привлекаются также
специалисты других организаций: работники КДН и ПДН.
3.2. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Воспитательная деятельность обеспечивается следующими нормативными документами:
Должностные инструкции заместителя директора, классного руководителя, учителя предметника,
социального педагога, педагога-организатора, педагога-библиотекаря, педагога дополнительного образования.
1 Единые требования к учащимся и педагогам МКОУ СОШ с.Кленовское входе образовательного процесса;
2. Положение о классном руководстве;
3. Положение об организации внеурочной деятельности;
4. Положение о психолого - медико – педагогическом консилиуме МКОУ СОШ с.Кленовское;
5. Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся;
6. Правила внутреннего распорядка учащихся в МКОУ СОШ с.Кленовское;
7. Рабочая программа воспитания.
8. ПОЛОЖЕНИЕ о Совете родителей (законных представителей) обучающихся
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы.
3.3 ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
На уровне ООО обучается 2 обучающихся с ОВЗ. Это дети с задержкой психического
развития. Для данной категории обучающихся в МКОУ СОШ с.Кленовское созданы особые условия:
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и
самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов, приобретается опыт развития
отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и
детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы,
взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
23
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ
обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует
личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной
социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей
каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению
уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями школа
ориентируется:
- на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием
адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
- создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми
образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных
вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы
воспитателей;
- личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с
особыми образовательными потребностями.
3.4. СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЙ
АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на
активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МКОУ СОШ с.Кленовское.
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
24
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением о награждениях.
Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов проводятся
один раз в четверть по уровням образования.
- сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование индивидуальных
и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную
активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися,
получившими и не получившими награды.
4. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей.
5. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения.
Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся в МКОУ СОШ с.Кленовское.
В МКОУ СОШ с.Кленовское система поощрения социальной успешности и проявления
активной жизненной позиции учеников организована как система конкурсов, объявляемых в
начале учебного года: - «Самый лучший класс года»; - «Самый активный класс»; - «Самый спортивный
класс»; - «Самый творческий класс»; - «Самый дисциплинированный класс»; - «Похвальный лист за отличные
успехи в учении»
Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах
зафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения участников оцениваются
по артефактам портфолио, которое формируется обучающимся или классом в течение
учебного года. Итоги подводятся в конце учебного года.
Обсуждение кандидатур осуществляют педагогический совет и общешкольная ученическая
конференция школы, которые принимают решение о победителях, призерах и лауреатах
конкурсов по итогам голосования.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МКОУ СОШ с.Кленовское.
1. Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее организации
и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих
достижения обучающегося. Ведение портфолио участника конкурса регламентирует соответствующий
локальный акт. Портфолио конкурсанта должно включать: - артефакты признания – грамоты, поощрительные
письма, фотографии призов и т. д.; - артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, фото изделий и т. д.
2. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся,
25
номеров классов в последовательности, которую устанавливают в зависимости от их
успешности и достижений, которые определяются образовательными результатами
отдельных обучающихся или классов.
Формы поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции
обучающихся МКОУ СОШ с.Кленовское: - объявление благодарности; - награждение грамотой; вручение сертификатов и дипломов; - занесение фотографии активиста на доску почета; - награждение ценным
подарком.
Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка МКОУ СОШ
с.Кленовское осуществляет посредством направления благодарственного письма.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается на стенде в главного коридора здания школы, на сайте школы и
ее странице в социальных сетях.
Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том
числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность соответствуют укладу МКОУ
СОШ с.Кленовское, цели, задачам, традициям воспитания, согласовано с советом родителей
во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в отношении школы.
3.5. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МКОУ СОШ с.Кленовское.
Анализ воспитательного процесса в МКОУ СОШ с.Кленовское осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне
основного общего образования, установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план воспитательной
работы.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего
не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной
организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими
работниками, обучающимися и родителями;
- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
- распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на
понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в
26
котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной
социализации и саморазвития.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной
работе (советником директора по воспитанию, социальным педагогом) с последующим обсуждением
результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
- какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший
учебный год;
- какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому
коллективу.
1. СОСТОЯНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЗРОСЛЫХ.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной,
событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по
воспитанию, социальным педагогом), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся
и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или
педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации воспитательного
потенциала:
- урочной деятельности;
- внеурочной деятельности обучающихся;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
- внешкольных мероприятий;
- создания и поддержки предметно-пространственной среды;
- взаимодействия с родительским сообществом;
- деятельности ученического самоуправления;
- деятельности по профилактике и безопасности;
27
- реализации потенциала социального партнерства;
- деятельности по профориентации обучающихся;
- школьного музея.
Итогом самоанализа воспитательной работы МКОУ СОШ с.Кленовское будет перечень выявленных
проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в 2024/2025 учебном году.
Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на 2025/2026 учебный год.
28