ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Основы читательской грамотности» для учащихся
8 класса составлена с опорой на:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №
189);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования");
- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
На усвоение данного курса в 8 классе отводится 34 ч ( 1 час в неделю)
Цель программы:
создать условия, актуализирующие потребность в свободном,
осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как
социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
1.
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
2.
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
3.
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как:
поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации;
оценка информации;
4.
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные
формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием
потенциала текстов разной природы;
5.
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
6.
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и
социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного
тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения
учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата
рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое
место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется
«…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного
2
читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1.
умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2.
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Общая характеристика курса.
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие
навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных
(возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей,
образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается
путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и
физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем
выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит
развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Содержание курса.
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный
стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи.
Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского
опыта, освоения и использования информации.
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Способы связи предложений
в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац,
план текста Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в
неявном виде.
Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы,
знака. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании
текста. Составление схем с опорой на прочитанный текст.
Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. Недостающая или
избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения
положительного
результата
учебной
деятельности,
удовлетворения
личностных
познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования
собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
3
Метапредметныерезультаты:
учащиеся овладеют
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения
(поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе
умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать
выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
4
Учащиеся получат возможность
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках
разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий,
для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования
и проектирования;
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.
Поурочное планирование
№
1
2,3
Тема урока
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный
стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).
4
Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста
5
Жанр текста
6,7
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства..
8,9
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского
опыта, освоения и использования информации.
10
Текст, тема текста, основная мысль, идея.
11
Авторская позиция
12
Способы связи предложений в тексте.
13
Средства связи предложений в тексте.
14-17 Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста
18,19 Простой, сложный, тезисный план.
20
Понимание информации, представленной в неявном виде.
21,22 Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака.
24-26 Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
27
Вопросы по содержанию текста.
28
Формулирование выводов, основанных на содержании текста
29
Составление схем с опорой на прочитанный текст.
30
Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация.
31
Недостающая или избыточная информация.
32
Пути восполнения недостающей информации.
33
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
34
Итоговый урок.
5
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга
для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева,
И.П.Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской академии образования», 2018.
2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык
издательский дом “Первое сентября”
3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки
для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
4. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития
познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
5. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
6. . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
7. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.gramota.ru
8. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru
6
7