Программа построена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 и Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Программа «Профориентология» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы и предназначена для работы с обучающимися 10-11 классов в рамках социального направления. Образование для современного школьника – это не только овладение базовыми предметными знаниями, но и возможность его дальнейшего самоопределения. Программа позволит реализовать направления Стратегии развития воспитания и ФГОС СОО в области профессионального самоопределения школьников. Цель учебного курса «Профориентология» является формирование у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими желаниями, способностями, возможностями, и с учетом требований рынка труда. Достижению этой цели служат следующие задачи: - расширить знания обучающихся в области профориентации (современный рынок труда, средние и высшие учебные заведения, способы поиска работы и трудоустройства); - сформировать умение выстраивать профессиональную траекторию в соответствии с интересами, способностями, прогнозируемым спросом на рынке труда. Задачи: 1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере. 2. Повышение профессиональной грамотности учащихся. 3. Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности. 4. Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии. 5. Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании. Планируемые результаты освоения учебного курса Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся получат возможность знать: - значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; - правила выбора профессии; - определение профессии и профессиональной деятельности; - понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; - понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения; - значение творческого потенциала человека, карьеры; - требования современного общества к профессиональной деятельности человека; - понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг; - возможности получения образования по избранному профилю; - перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности. Учащиеся получит возможность научиться: - находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования; - объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; - ставить цели и планировать действия для их достижения; - выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт; - использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; - анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Личностные результаты: - приобретение социальных знаний; - самостоятельность и личная ответственность за выбор дальнейшей профессии; - получение опыта самостоятельного общественного и профессионального действия. - наличие мотивации к самобразованию и саморазвитию. - способность к самооценке. Метaпредметные результаты: Познавательные: -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей общения; -владение основами самоконтроля и адекватной самооценки; - умение самопрезентации; -умение оценивать правильность выбора, соотнесение его с собственными возможностями; -умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в коллективе, работать индивидуально; -умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию; -развитие компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий. Регулятивные: - использование речи для регуляции своего действия; - адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: В процессе обучения дети учатся: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - ставить вопросы; слушать собеседника; - обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - договариваться и приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Система оценки достижения планируемых результатов Оценка результaтивности реализации прогрaммы предусмaривает следующие покaзaтели: повышение мотивaции обучaющихся к профориентaции, рост личностных достижений обучающихся, повышения активности обучающихся в олимпиадной и конкурсной деятельности и рост количества школьников - участников профессиональных проб. Критерии и показатели усвоения материала. Информационные - сформированность представления о мире профессий; - знание места каждого их градообразующих предприятий в истории села, города, области; - знание основных направлений производств, особенностей технологий; - знание о возможностях получения специального профессионального образования. Исследовательские - участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий; - изучение путей овладения избранными профессиями Практические 2 - сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии; - готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей; - определение профессиональных планов и намерений учащихся; - развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов; Модель выпускника средней школы 1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана. 2. Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации: - умение формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; - владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; - уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; - осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; - осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм; - уметь сделать правильный выбор своей будущей профессии; - овладеть основами компьютерной грамотности; знать свои гражданские права и уметь их реализовывать. Формы контроля. - Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля; -презентации проектов учащихся; - фоторепортажи учащихся; - деловые игры; - анкетирование. Содержание учебного курса 10 класс Тема 1. Многообразие мира профессий (1 час). Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Тема 2. Я и выбор профессии (1 час). Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. Тема 3. Социальные проблемы труда (9 часов). 1.Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. 2.Профессии и специальности. Квалификация. 3.Классификации профессий. 4.Мотивы выбора профессии. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии. 5.Здоровье и выбор профессии. Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда. Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в нашем городе?». Диагностические методики: карта интересов, методика самооценки индивидуальных интересов. Тема 4. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (5 часов). 3 Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда. Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица. Игра: «Угадай профессию». Практическая работа: составление формул профессий. Тема 5. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа). Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме. Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)). Тема 6. Социально – экономические условия современной России (4 часа). Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»). Тема 7. Основы экономических знаний. (8 часов). Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи. Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах. Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции. Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии в экономике (интеграция с соответствующими темами информатики). Практическая работа: зачетное тестирование по теме: «Основы экономических знаний», составление презентации и ее защита по теме. Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие». Тема 8. Рынок образовательных услуг. (2 часа). Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность. Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»). Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг, выполнение отчета презентации (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий). 11 класс Тема 9. Основы технологической культуры.(16 часов). 1.Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. 2.Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества. 3.Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека. 4.Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление. Практическая работа: работа с основными понятиями темы, контрольно – измерительные материалами по теме, составление тематических кластеров с использованием компьютерных технологий (интеграция с темой «Графические редакторы» информатики (либо информационных технологий). Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций. 4 Диагностические методики: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия». Тема 10. Личный профессиональный план (6 часов). Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта. Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана. Развивающие процедуры: профконсультации, ролевая игра «Биржа труда». Диагностические методики: опросники и методики «Дневника профессионального самоопределения школьника». Тема 11. Готовность к выбору профиля, профессии (4 часа). Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. Практическая работа: определение способности учащихся к выбору профессии. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора». Тема 12. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (6 часов). Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий) составление развернутой профессиограммы и технологической карты). Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Курс рассчитан на 1 час в неделю в 10-11 классе, что составляет 68 часов. Разделы и темы Количество часов 10 класс 11класс 1.Вводное занятие. Многообразие мира профессий. 1 1 2. Я и выбор профессии. 3. Социальные проблемы труда. 9 4. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования 5 к профессионалу. 5. Профессиональная перспектива. Составление резюме. 2 6. Социально – экономические условия современной России. 4 7. Основы экономических знаний. 8 8. Рынок образовательных услуг. 2 Повторение изученного 2 9. Основы технологической культуры. 10. Личный профессиональный план. 11.Готовность к выбору профиля, профессии. 12. Подготовка и защита профориентационных проектов Повторение изученного Итого 34 Всего 68 5 16 6 4 7 1 34