РП профориентология (СОО)

Программа построена с учётом требований Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом
Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 и Федерального закона «Об образовании в РФ»
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Программа «Профориентология» разработана на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы и
предназначена для работы с
обучающимися 10-11 классов в рамках социального направления. Образование для
современного школьника – это не только овладение базовыми предметными знаниями, но и
возможность его дальнейшего самоопределения. Программа позволит реализовать
направления Стратегии развития воспитания и ФГОС СОО в области профессионального
самоопределения школьников.
Цель учебного курса «Профориентология» является формирование у школьников
профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в
соответствии со своими желаниями, способностями, возможностями, и с учетом требований
рынка труда. Достижению этой цели служат следующие задачи:
- расширить знания обучающихся в области профориентации (современный рынок труда,
средние и высшие учебные заведения, способы поиска работы и трудоустройства);
- сформировать умение выстраивать профессиональную траекторию в соответствии с
интересами, способностями, прогнозируемым спросом на рынке труда.
Задачи:
1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
2. Повышение профессиональной грамотности учащихся.
3. Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального
самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей
профессиональной деятельности.
4. Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную
деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
5. Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся получат возможность знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного
профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также
психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы,
интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля
обучения в частности.
Учащиеся получит возможность научиться:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути
продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой
деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий
практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам
профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования
в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Личностные результаты:
- приобретение социальных знаний;
- самостоятельность и личная ответственность за выбор дальнейшей профессии;
- получение опыта самостоятельного общественного и профессионального действия.
- наличие мотивации к самобразованию и саморазвитию.
- способность к самооценке.
Метaпредметные результаты:
Познавательные:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей общения;
-владение основами самоконтроля и адекватной самооценки;
- умение самопрезентации;
-умение оценивать правильность выбора, соотнесение его с собственными возможностями;
-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в коллективе,
работать индивидуально;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию;
-развитие компетентности в области применения информационно-коммуникационных
технологий.
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы; слушать собеседника;
- обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка результaтивности реализации прогрaммы предусмaривает следующие покaзaтели:
повышение мотивaции обучaющихся к профориентaции, рост личностных достижений
обучающихся,
повышения активности обучающихся в олимпиадной и конкурсной
деятельности и рост количества школьников - участников профессиональных проб.
Критерии и показатели усвоения материала.
Информационные
- сформированность представления о мире профессий;
- знание места каждого их градообразующих предприятий в истории села, города, области;
- знание основных направлений производств, особенностей технологий;
- знание о возможностях получения специального профессионального образования.
Исследовательские
- участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и
психологических сторон профессий;
- изучение путей овладения избранными профессиями
Практические
2

- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и
мотивов выбора профессии;
- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
- определение профессиональных планов и намерений учащихся;
- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
Модель выпускника средней школы
1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем
предметам школьного учебного плана.
2. Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной
среде, овладеть средствами коммуникации:
- умение формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым
учебным предметам и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных
позиций;
- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых
установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих
требований и норм;
- уметь сделать правильный выбор своей будущей профессии;
- овладеть основами компьютерной грамотности;
знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.
Формы контроля.
- Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и
итогового контроля;
-презентации проектов учащихся;
- фоторепортажи учащихся;
- деловые игры;
- анкетирование.
Содержание учебного курса
10 класс
Тема 1. Многообразие мира профессий (1 час).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества.
Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.
Тема 2. Я и выбор профессии (1 час).
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности
личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Тема 3. Социальные проблемы труда (9 часов).
1.Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда.
2.Профессии и специальности. Квалификация.
3.Классификации профессий.
4.Мотивы выбора профессии. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).
Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.
5.Здоровье и выбор профессии. Понятие « неблагоприятные производственные факторы».
Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с
перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой
здоровья» и нормативными документами по охране труда.
Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в нашем городе?».
Диагностические методики: карта интересов, методика самооценки индивидуальных
интересов.
Тема 4. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к
профессионалу (5 часов).
3

Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия
труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость
населения и безработица.
Игра: «Угадай профессию».
Практическая работа: составление формул профессий.
Тема 5. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа).
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие
способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный
успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания,
составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо
информационных технологий)).
Тема 6. Социально – экономические условия современной России (4 часа).
Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера
услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром» (интеграция с уроками развития
речи «Написание сочинений на заданную тему»).
Тема 7. Основы экономических знаний. (8 часов).
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ.
Деньги и торговля. Банки и биржи.
Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы
патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав
интеллектуальной собственности в РФ и других странах.
Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии в экономике
(интеграция с соответствующими темами информатики).
Практическая работа: зачетное тестирование по теме: «Основы экономических знаний»,
составление презентации и ее защита по теме.
Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».
Тема 8. Рынок образовательных услуг. (2 часа).
Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и
обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная
мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с уроками развития
речи «Написание сочинений на заданную тему»).
Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг, выполнение отчета презентации (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных
технологий).
11 класс
Тема 9. Основы технологической культуры.(16 часов).
1.Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры,
технологическая среда жизнедеятельности человека.
2.Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.
3.Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой,
познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.
4.Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной
деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых
взаимоотношений, профессиональное становление.
Практическая работа: работа с основными понятиями темы, контрольно – измерительные
материалами по теме, составление тематических кластеров с использованием компьютерных
технологий (интеграция с темой «Графические редакторы» информатики (либо
информационных технологий).
Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных
ситуаций.
4

Диагностические методики: опросники «Потребность в общении», «Диагностика
межличностных отношений», «Эмпатия».
Тема 10. Личный профессиональный план (6 часов).
Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный
профессиональный план как средство реализации программы личностного и
профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение.
Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и
анализ личного профессионального плана.
Развивающие процедуры: профконсультации, ролевая игра «Биржа труда».
Диагностические методики: опросники и методики «Дневника профессионального
самоопределения школьника».
Тема 11. Готовность к выбору профиля, профессии (4 часа).
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах
профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям
учащихся.
Практическая работа: определение способности учащихся к выбору профессии.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия
«Риски предстоящего выбора».
Тема 12. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы,
профпробы) (6 часов).
Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита
профориентационных проектов (презентация профессии (интеграция с темой «POWER
POINT» информатики (либо информационных технологий) составление развернутой
профессиограммы и технологической карты).
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Курс рассчитан на 1 час в неделю в 10-11 классе, что составляет 68 часов.
Разделы и темы
Количество часов
10 класс
11класс
1.Вводное занятие. Многообразие мира профессий.
1
1
2. Я и выбор профессии.
3. Социальные проблемы труда.
9
4. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования
5
к профессионалу.
5. Профессиональная перспектива. Составление резюме.
2
6. Социально – экономические условия современной России.
4
7. Основы экономических знаний.
8
8. Рынок образовательных услуг.
2
Повторение изученного
2
9. Основы технологической культуры.
10. Личный профессиональный план.
11.Готовность к выбору профиля, профессии.
12. Подготовка и защита профориентационных проектов
Повторение изученного
Итого
34
Всего 68

5

16
6
4
7
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».