РП трудные случаи орфографии и пунктуации

Цель изучения курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в школе:
-выполнить качественную подготовку сдачи ЕГЭ по русскому языку:
-сформировать речевую компетенцию и орфографическую грамотность обучающихся,
-способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить
интерес к гуманитарному образованию.
Задачи.
-Обучающие – расширение познаний учащихся по определенным темам, изученным ранее.
главное.
Воспитывающие – воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений
в различных областях жизни, интереса к предмету, осознания необходимости изучения орфографии как
основы для правильного общения в любой сфере
- Развивающие – развитие умения применять теоретические знания на практике, активизировать
внимание учащихся на собственной письменной речи, научить самостоятельно систематизировать
материал, выделять профессиональной деятельности.
-Практические – овладение навыками пользования различными словарями и другой справочной
литературой для решения орфографических задач, применение полученных знаний и умений в
практической деятельности.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- осознание важности владения родным языком для успешной социализации
человека, понимание роли родного языка для самореализации;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный аспект речевого высказывания.
-Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми в
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни
и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные
и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижении поставленной цели;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных информационных источниках;
2

-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного курса на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:
-использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
-подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;
-правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении
текста;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
-преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
-соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
-оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
-использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
-опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике
правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в
предложении;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
-распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
-анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с
точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
-отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
-использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления
выразительности речи;

-иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
-выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
-дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
-проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
3

-сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
-владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
-использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
Система оценки достижения планируемых результатов.

- стартовая диагностика;
-текущая оценка;
-тематическая оценка;
-промежуточное (итоговое) оценивание
Методы и формы оценки:
- стартовые диагностические работы на начало учебного года;
-стандартизированные устные и письменные работы;
-самостоятельная работа;
-практическая работа;
-самооценка;
-наблюдения за ходом групповых и индивидуальных исследований и проектов;
-итоговые контрольные работы;
Формы промежуточной аттестации: комплексная контрольная работа в формате ЕГЭ в соответствии с
кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся.
Форма итоговой аттестации: экзамен в формате ЕГЭ
2.Тематическое планирование
(деление всего содержания курса на темы с определением количества часов, отводимых на изучение
каждой темы).
10 класс.
Систематизация знаний по фонетике, графике, орфографии .

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение
звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия
как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь. Совершенствование навыков различения ударных и безударных
гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов
транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического
разбора слов.
Нормативное произношение слов.
Графика Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных.
Систематизация знаний по лексике и орфографии.
(ЛЗ слова, синонимы, антонимы, паронимы, устаревшие слова). Фразеологизмы. Лексикология
как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как
основа тропов. Тематические группы слов. Толковые
словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари синонимов,
антонимов и паронимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её активного и
пассивного запаса. Архаизмы, историзмы Стилистические пласты лексики. Фразеология как
раздел лингвистики. Фразеологизмы. Фразеологические словари Проведение лексического
разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности
Морфемика, словообразование и орфография.
4

1 Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Правописание окончаний. Нулевые окончания. Приставка, суффикс как словообразующие
морфемы. Суффиксы неизменяемых частей речи.
Корень. Однокоренные слова. Безударные гласные в корне. Чередование гласных и согласных в
корнях слов. Непроверяемые гласные в корне. Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне слова. Варианты морфем. Возможность исторических
изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и
словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в
другую; сращение сочетания слов в слово.
Словообразовательный и морфемный словари.
Морфология и орфография.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного,
имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов
категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Трудные случаи правописания наречий, предлогов, частиц
Трудные случаи правописания приставок
Правописание разделительного ь и ъ знаков, ы и и после приставок
Правописание суффиксов прилагательных, причастий и
окончаний глаголов. Проверка
знаний по разделу.
Синтаксис и пунктуация. (17 ч).
Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их
выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и
односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и
неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены
предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между
частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые,
сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ
разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
5

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом,
бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных
орфографических и пунктуационных норм в письменной речи
.Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения
орфографических и пунктуационных проблем.
11 класс.
Синтаксис и пунктуация.
Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их
выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и
односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и
неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены
предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между
частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые,
сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ
разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом,
бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных
орфографических и пунктуационных норм в письменной речи
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения
орфографических и пунктуационных проблем
Систематизация знаний по лексике и орфографии.
(ЛЗ слова, синонимы,
антонимы, паронимы, устаревшие слова)
Фразеологизмы
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное
6

значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского
языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари синонимов, антонимов и
паронимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного
запаса. Архаизмы, историзмы Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел
лингвистики. Фразеологизмы. Фразеологические словари. Проведение лексического разбора
слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Морфемика, словообразование и орфография (2ч)
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты
морфем. Правописание корней.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и
словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в
другую; сращение сочетания слов в слово.
Словообразовательный и морфемный словари.
Морфология и орфография.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного,
имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов
категории состояния в системе частей речи. Трудные случаи правописания
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Трудные случаи правописания наречий, предлогов, частиц
Трудные случаи правописания приставок в различных частях речи.
Правописание разделительного ь и ъ знаков, ы и и после приставок
Правописание суффиксов прилагательных, причастий и
окончаний глаголов. Проверка
знаний по разделу.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.

№

1.
2.

3.
4.
5.

Разделы, темы

10 кл.

11 кл

. Систематизация знаний по фонетике, графике, орфографии.

2

-

3

2

Систематизация знаний по лексике и орфографии.

Морфемика , словообразование и орфография
Морфология и орфография

3
8

8

Синтаксис и пунктуация

17

21

7

2

7

Контрольные уроки

1

1

Итого:

34

34

Учебно-методическая литература
- учебник по русскому языку для 10-11 классов средней школы под редакцией Н.Г. Гольцовой.
Учебник: «Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А Мищерина
(Москва. «Просвещение»)
Ресурсы сети интернет:
«Решу ВПР. Сдам ГИА»

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».