РП физика(углубленный уровень)

Программа по физике для 10-11 классов составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями).
-ПриказомМинобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189
(ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
-ПриказомМинпросвещения России № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
-ПриказомМинпросвещения России от 18.05.2020 N 249 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345».
-Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ
СОШ.с.Кленовское
Данная программа реализуется при использовании учебников «Физика 10,11» линии
«Классический курс» авторов: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, / Под ред.
Н.А.Парфентьевой.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Основными целями изучения физики в общем образовании являются:
——формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы,
развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
——развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
——формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики;
——формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и
научных доказательств;
——формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук,
техники и технологий;
——развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной
деятельности, связанных с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом
направлении.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в процессе изучения
курса физики на уровне среднего общего образования:
——приобретение системы знаний об общих физических закономерностях, законах,
теориях, включая механику, молекулярную физику, электродинамику, квантовую физику
и элементы астрофизики;
2

——формирование умений применять теоретические знания для объяснения физических
явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
——освоение способов решения различных задач с явно заданной физической моделью,
задач, подразумевающих самостоятельное создание физической модели, адекватной
условиям задачи, в том числе задач инженерного характера;
——понимание физических основ и принципов действия технических устройств и
технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
——овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических
экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности
полученного результата;
——создание условий для развития умений проектно-исследовательской, творческой
деятельности; развитие интереса к сферам профессиональной деятельности, связанной с
физикой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования
(углублённый уровень) должно обеспечивать достижение следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:
——сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
——принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
——готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
——умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
——готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
Патриотическое воспитание:
——сформированность российской гражданской идентичности,патриотизма;
——ценностное отношение к государственным символам; достижениям России в физике
и технике.
Духовно-нравственное воспитание:
——сформированность нравственного сознания, этического поведения;
——способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности учёного;
——осознание личного вклада в построение устойчивого будущего.
Эстетическое воспитание:
——эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего
физической науке.
Трудовое воспитание:
——интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным
с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
——готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на
протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
3

——сформированность экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем;
——планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
——расширение опыта деятельности экологической направленности на основе
имеющихся знаний по физике.
Ценности научного познания:
——сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития физической науки;
——осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы среднего общего
образования по физике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
——самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
——саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
——внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
——эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
——социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
——самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
——определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
——выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
——разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
——вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
——координировать и выполнять работу в условиях реального,виртуального и
комбинированного взаимодействия;
——развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
——владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области
физики; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач
физического содержания, применению различных методов познания;
——владеть видами деятельности по получению нового знания,его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных проектов в области физики;
——владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической
науки;
——ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том
числе при изучении физики;
4

——выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
——анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
——давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
——уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности;
——уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
——выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
——владеть навыками получения информации физического содержания и источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
——создавать тексты физического содержания в различных форматах с учётом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
——оценивать достоверность информации;
——использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
——осуществлять коммуникации на уроках физики и во внеурочной деятельности;
——распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
——развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
Совместная деятельность:
——в процессе выполнения на уроках физики ученического эксперимента, работ
практикума, учебных исследования, выполнения исследовательских и проектных работ во
внеурочной деятельности;
——понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
——выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
——принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
——оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
——предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
——осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение,быть инициативным.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
——самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и
астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;
——самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план
выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
——давать оценку новым ситуациям;
5

——расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
——делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
——оценивать приобрётенный опыт;
——способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в области физики,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
——давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
——владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
——уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
——принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Принятие себя и других:
——принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
——принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
——признавать своё право и право других на ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 класс
В процессе изучения курса физики углублённого уровня в 10 классе ученик научится:
——понимать роль физики в экономической, технологической,экологической, социальной
и этической сферах деятельности человека; роль и место физики в современной научной
картине мира; значение описательной, систематизирующей,
объяснительной и прогностической функций физической теории — механики,
молекулярной физики и термодинамики;роль физической теории в формировании
представленийо физической картине мира;
——различать условия применимости моделей физических тел и процессов (явлений):
инерциальная система отсчёта, материальная точка, равноускоренное движение,
свободное падение, абсолютно упругая деформация, абсолютно упругое
и абсолютно неупругое столкновения, модели газа, жидкости и твёрдого
(кристаллического) тела, идеальный газ, точечный заряд, однородное электрическое поле;
——различать условия (границы, области) применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных
законов;
——анализировать и объяснять механические процессы и явления, используя основные
положения и законы механики (относительность механического движения, формулы
кинематики равноускоренного движения, преобразования Галилея для скорости и
перемещения, законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного
тяготения, законы сохранения импульса и механической энергии, связь работы силы с
изменением механической энергии, условия равновесия твёрдого тела); при этом
использовать математическое выражение законов, указывать условия применимости
физических законов: преобразования Галилея, второго и третьего законов Ньютона,
законы сохранения импульса и механической энергии, закон всемирного тяготения;
——анализировать и объяснять тепловые процессы и явления, используя основные
положения МКТ и законы молекулярной физики и термодинамики (связь давления
идеального газа со средней кинетической энергией теплового движения и концентрацией
его молекул, связь температуры вещества со средней кинетической энергией его частиц,
связь давления идеального газа с концентрацией молекул и его температурой,уравнение
Менделеева—Клапейрона, первый закон термодинамики, закон сохранения энергии в
тепловых процессах);при этом использовать математическое выражение законов,
указывать условия применимости уравнения Менделеева—Клапейрона;
6

——анализировать и объяснять электрические явления, используя основные положения и
законы электродинамики (закон сохранения электрического заряда, закон Кулона,
потенциальность электростатического поля, принцип суперпозиции
электрических полей, при этом указывая условия применимости закона Кулона; а также
практически важные соотношения: законы Ома для участка цепи и для замкнутой
электрической цепи, закон Джоуля—Ленца, правила Кирхгофа,
законы Фарадея для электролиза);
——описывать физические процессы и явления, используя величины: перемещение,
скорость, ускорение, импульс тела и системы тел, сила, момент силы, давление,
потенциальная энергия, кинетическая энергия, механическая энергия, работа силы;
центростремительное ускорение, сила тяжести, сила упругости, сила трения, мощность,
энергия взаимодействия тела с Землёй вблизи её поверхности, энергия упругой
деформации пружины; количество теплоты, абсолютная температура тела, работа в
термодинамике, внутренняя энергия идеального одноатомного газа, работа идеального
газа, относительная влажность воздуха, КПД идеального теплового двигателя;
электрическое поле, напряжённость электрического поля, потенциал электростатического
поля, разность потенциалов, электродвижущая сила, напряжённость поля точечного
заряда или заряженного шара в вакууме и в диэлектрике, сила тока, напряжение,
мощность тока, электрическая ёмкость плоского конденсатора, сопротивление участка
цепи с последовательным и параллельным соединением резисторов, энергия
электрического поля конденсатора;
——объяснять особенности протекания физических явлений: механическое движение,
тепловое движение частиц вещества, тепловое равновесие, броуновское движение,
диффузия, испарение, кипение и конденсация, плавление и кристаллизация,
направленность теплопередачи, электризация тел, эквипотен циальность поверхности
заряженного проводника;
——проводить косвенные измерения физических величин; при этом выбирать
оптимальный метод измерения, оценивать абсолютные и относительные погрешности
прямых и косвенных измерений;
——проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин в виде графиков с учётом
абсолютных погрешностей измерений, делать выводы по результатам исследования;
——проводить опыты по проверке предложенной гипотезы: планировать эксперимент,
собирать экспериментальную установку, анализировать полученные результаты и делать
вывод о статусе предложенной гипотезы;
——соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках
учебного эксперимента, практикума и учебно-исследовательской и проектной
деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного
оборудования;
——решать расчётные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на
основании анализа условия, обосновывать выбор физической модели, отвечающей
требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты физических теорий при использовании математических методов решения задач,
проводить расчёты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и
корректировать методы решения с учётом полученных результатов;
——решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных разделов
школьного курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественнонаучного цикла: выстраивать логическую цепочку рассуждений
с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
——использовать теоретические знания для объяснения основных принципов работы
измерительных приборов, технических устройств и технологических процессов;
7

——приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие
науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;
——анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности
человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности;
представлений о рациональном природопользовании, а также разумном использовании
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
——применять различные способы работы с информацией физического содержания с
использованием современных информационных технологий: при этом использовать
современные информационные технологии для поиска, переработки и предъявления
учебной и научно-популярной информации, структурирования и интерпретации
информации, полученной из различных источников; критически анализировать
получаемую информацию и оценивать её достоверность как на основе имеющихся знаний,
так и на основе анализа источника информации;
——проявлять организационные и познавательные умения самостоятельного
приобретения новых знаний в процессе выполнения проектных и учебноисследовательских работ; работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение
рассматриваемой проблемы;
——проявлять мотивацию к будущей профессиональной деятельности по специальностям
физико-технического профиля.
11 класс
В процессе изучения курса физики углублённого уровняв 11 классе ученик научится:
——понимать роль физики в экономической, технологической, социальной и этической
сферах деятельности человека; роль и место физики в современной научной картине мира;
роль астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научнотехническом развитии; значение описательной, систематизирующей, объяснительной и
прогностической функций физической теории — электродинамики, специальной теории
относительности, квантовой физики;
роль физической теории в формировании представлений о физической картине мира,
место физической картины мира в общем ряду современных естественно-научных
представлений о природе;
——различать условия применимости моделей физических тел и процессов (явлений):
однородное электрическое и однородное магнитное поля, гармонические колебания,
математический маятник, идеальный пружинный маятник, гармонические волны,
идеальный колебательный контур, тонкая линза; моделей атома, атомного ядра и
квантовой модели света;
——различать условия (границы, области) применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных
законов;
——анализировать и объяснять электромагнитные процессы и явления, используя
основные положения и законы электродинамики и специальной теории относительности
(закон сохранения электрического заряда, сила Ампера, сила Лоренца, закон
электромагнитной индукции, правило Ленца, постулаты специальной теории
относительности Эйнштейна; а также практически важные соотношения: связь ЭДС
самоиндукции в элементе электрической цепи со скоростью изменения силы тока);
——анализировать и объяснять квантовые процессы и явления, используя положения
квантовой физики (уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, первый и второй постулаты
Бора, принцип неопределённости Гейзенберга, закон сохранения
зарядового и массового чисел и энергии в ядерных реакциях, закон радиоактивного
распада);
8

——описывать физические процессы и явления, используя величины: напряжённость
электрического поля, потенциал электростатического поля, разность потенциалов,
электродвижущая сила, индукция магнитного поля, магнитный поток, релятивистский
импульс, полная энергия, энергия покоя, сила Ампера, индуктивность, электродвижущая
сила самоиндукции, энергия магнитного поля проводника с током, энергия и импульс
фотона, массовое число и заряд ядра, энергия связи ядра;
——объяснять особенности протекания физических явлений:
электромагнитная индукция, самоиндукция, резонанс, интерференция волн, дифракция,
дисперсия, полное внутреннее отражение, фотоэффект, альфа- и бета-распады ядер,
гамма-излучение ядер; физические принципы спектрального анализа и работы лазера;
——определять направление индукции магнитного поля проводника с током, силы
Ампера и силы Лоренца;
——строить изображение, создаваемое плоским зеркалом, тонкой линзой и рассчитывать
его характеристики;
——применять основополагающие астрономические понятия, теории и законы для
анализа и объяснения физических процессов, происходящих в звёздах, в звёздных
системах, в межгалактической среде; движения небесных тел, эволюции звёзд и
Вселенной;
——проводить косвенные измерения физических величин; при этом выбирать
оптимальный метод измерения, оценивать абсолютные и относительные погрешности
прямых и косвенных измерений;
——проводить исследование зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты
полученной зависимости физических величин в виде графиков с учётом абсолютных
погрешностей измерений, делать выводы по результатам исследования;
——проводить опыты по проверке предложенной гипотезы: планировать эксперимент,
собирать экспериментальную установку, анализировать полученные результаты и делать
вывод о статусе предложенной гипотезы;
——описывать методы получения научных астрономических знаний;
——соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках
учебного эксперимента, практикума и учебно-исследовательской и проектной
деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;
——решать расчётные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на
основании анализа условия выбирать физические модели, отвечающие требованиям
задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты
физических теорий при использовании математических методов решения задач,
проводить расчёты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и
корректировать методы решения с учётом полученных результатов;
——решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных разделов
школьного курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественнонаучного цикла: выстраивать логическую цепочку рассужденийьс опорой на изученные
законы, закономерности и физические явления;
——использовать теоретические знания для объяснения основных принципов работы
измерительных приборов, технических устройств и технологических процессов;
——приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие
науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;
——анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности
человека, связанной с физическими процессами, с позиций
экологической безопасности; представлений о рациональном природопользовании, а
также разумном использовании достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества;
9

——применять различные способы работы с информацией физического содержания с
использованием современных информационных технологий: при этом использовать
современные информационные технологии для поиска, переработки и предъявления
учебной и научно-популярной информации, структурирования и интерпретации
информации, полученной из различных источников; критически анализировать
получаемую информацию и оценивать её достоверность как на основе имеющихся знаний,
так и на основе анализа источника информации;
——проявлять организационные и познавательные умения самостоятельного
приобретения новых знаний в процессе выполнения проектных и учебноисследовательских работ; работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение
рассматриваемой проблемы;
——проявлять мотивацию к будущей профессиональной деятельности по специальностям
физико-технического профиля.
Критерии и нормы отметок
Оценка ответов обучающихся
Отметка «5» ставиться в том случае, если обучающийся показывает верное понимание
физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а
так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения:
правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой
ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между
изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
Отметка «4» ставиться, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям
на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным
материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если обучающийся
допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно
или с небольшой помощью учителя.
Отметка «3» ставиться, если обучающийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов
программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых
задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых
ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Отметка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем
необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки
и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и
трех недочётов, при наличии 4 — 5 недочётов.
Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3
или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
10

Оценка лабораторных работ
Отметка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты
проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и
выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и
аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ погрешностей.
Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два
— три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Отметка «3» ставится, если
работа выполнена не полностью, но объем
выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы:
если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем
выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты,
измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил
безопасности груда.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Отметка «5» ставится, если получен верный ответ в общем виде и правильный
численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в
«общем» виде – в «буквенных» обозначениях;
Отметка «4» ставится, если отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка
при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;
задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.
Отметка «3» ставится, если записаны все необходимые уравнения в общем виде и из
них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не
справился с математическими трудностями)
Отметка «2» ставится, если записаны отдельные уравнения в общем виде,
необходимые для решения задачи. Допущены грубые ошибки.
Перечень ошибок:
Грубые ошибки.
-Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул,
общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
-Неумение выделять в ответе главное.
-Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их
решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе;
ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения.
-Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
-Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести
опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
-Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
-Неумение определить показания измерительного прибора.
-Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки.
-Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа
основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением
условий проведения опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на
принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем .
-Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
11

-Нерациональный выбор хода решения. Недочеты.
-Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений,
преобразований и решения задач.
-Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность
полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
-Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и
пунктуационные ошибки
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
(УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ)
10 класс
РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ
Физика — фундаментальная наука о природе. Научный метод познания и методы
исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы.
Наблюдение и эксперимент в физике. Способы измерения физических величин
(аналоговые и цифровые измерительные приборы, компьютерные датчиковые системы).
Погрешности измерений физических величин (абсолютная
и относительная). Моделирование физических явлений и процессов (материальная точка,
абсолютно твёрдое тело, идеальная жидкость, точечный источник света). Гипотеза.
Физический закон, границы его применимости. Физическая теория. Роль и место физики в
формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИКА
Тема 1. Кинематика
Механическое движение. Относительность механического движения. Система отсчёта.
Прямая и обратная задачи механики. Радиус-вектор материальной точки, его проекции на
оси системы координат. Траектория. Перемещение, скорость и ускорение материальной
точки, их проекции на оси системы координат. Сложение перемещений и сложение
скоростей.
Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Зависимость координат,
скорости, ускорения и пути материальной точки от времени и их графики. Свободное
падение. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного под углом к
горизонту. Зависимость координат, скорости и ускорения материальной точки от времени
и их графики.
Криволинейное движение. Движение материальной точки по окружности. Угловая и
линейная скорость точки. Период и частота обращения. Центростремительное
(нормальное) и касательное (тангенциальное) ускорение точки.
Тема 2. Динамика
Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Принцип относительности
Галилея. Неинерциальные системы отсчёта (определение, примеры). Масса тела. Сила.
Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона для материальной точки. Третий
закон Ньютона для материальных точек. Закон всемирного тяготения. Эквивалентность
гравитационной и инертной массы. Сила тяжести. Зависимость ускорения свободного
падения от высоты над поверхностью планеты и от географической широты. Движение
небесных тел и их спутников. Законы Кеплера. Первая космическая скорость. Вес тела.
Вес тела, движущегося с ускорением. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Сухое
трение. Сила трения скольжения и сила трения покоя. Коэффициент трения. Сила
сопротивления при движении тела в жидкости или газе, её зависимость от скорости
относительного движения. Давление.
Тема 3. Статика твёрдого тела
Твёрдое тело. Поступательное и вращательное движение твёрдого тела.
12

Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы. Сложение сил, приложенных к
твёрдому телу. Центр тяжести тела. Условия равновесия твёрдого тела. Устойчивое,
неустойчивое, безразличное равновесие.
Тема 4. Законы сохранения в механике
Импульс материальной точки, системы материальных точек. Центр масс системы
материальных точек. Импульс силы и изменение импульса тела. Закон сохранения
импульса. Реактивное движение. Момент импульса материальной точки. Представление о
сохранении момента импульса в центральных полях. Работа силы на малом и на конечном
перемещении. Графическое представление работы силы. Мощность силы. Кинетическая
энергия материальной точки. Теорема об изменении кинетической энергии материальной
точки. Потенциальные и не потенциальные силы. Потенциальная энергия. Потенциальная
энергия упруго деформированной
пружины. Потенциальная энергия тела в однородном гравитационном поле.
Потенциальная энергия тела в гравитационном поле однородного шара (внутри и вне
шара). Вторая космическая скорость. Третья космическая скорость. Связь работы
непотенциальных сил с изменением механической энергии системы тел. Закон сохранения
механической энергии. Упругие и неупругие столкновения. Уравнение Бернулли для
идеальной жидкости как следствие закона сохранения механической энергии.
РАЗДЕЛ 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА
Тема 1. Основы молекулярно-кинетической теории
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ), их опытное обоснование.
Диффузия. Броуновское движение. Характер движения и взаимодействия частиц
вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств
вещества на основе этих моделей. Масса и размеры молекул.
Количество вещества. Постоянная Авогадро. Тепловое равновесие. Температура и её
измерение. Шкала температур Цельсия. Модель идеального газа в МКТ: частицы газа
движутся хаотически и не взаимодействуют друг с другом. Газовые законы. Уравнение
Менделеева—Клапейрона. Абсолютная температура (шкала температур Кельвина). Закон
Дальтона. Изопроцессы в идеальном газе с постоянным количеством вещества.
Графическое представление изопроцессов: изотерма, изохора, изобара. Связь между
давлением и средней кинетической энергие поступательного теплового движения молекул
классического идеального газа (основное уравнение МКТ идеального газа). Связь
абсолютной температуры классической термодинамической системы со средней
кинетической энергией поступательного
теплового движения её частиц.
Тема 2. Термодинамика. Тепловые машины
Термодинамическая (ТД) система (критерии отбора). Задание внешних условий для ТД
системы. Внешние и внутренние параметры. Параметры ТД системы как средние
значения величин, описывающих её состояние на микроскопическом уровне. Нулевое
начало термодинамики. Самопроизвольная релаксация ТД системы к тепловому
равновесию. Модель ТД системы в термодинамике — система уравнений: термическое и
калорическое уравнения состояния. Модель классического идеального газа в
термодинамике — система уравнений: уравнение Менделеева—Клапейрона и выражение
для внутренней энергии. Условия применимости этой модели: низкая концентрация
частиц, высокие температуры. Выражение для внутренней энергии классического
одноатомного идеального газа. Молярные теплоёмкости cV и cp в этой модели.
Квазистатические и нестатические процессы. Элементарная работа в термодинамике.
Вычисление работы по графику процесса на pV-диаграмме. Теплопередача как способ
изменения внутренней энергии ТД системы без совершения работы. Конвекция,
теплопроводность, излучение. Количество теплоты. Теплоёмкость тела. Удельная
13

теплоёмкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Расчёт количества теплоты
при теплопередаче. Понятие об адиабатном процессе.
Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия. Количество теплоты и работа как
меры изменения внутренней энергии ТД системы. Второй закон термодинамики для
равновесных процессов: через заданное равновесное состояние ТД системы проходит
единственная адиабата. Абсолютная температура. Второй закон термодинамики для
неравновесных процессов: невозможно передать теплоту от более холодного тела к более
нагретому без компенсации (Клаузиус). Необратимость природных процессов.
Принципы действия тепловых машин. КПД.
Максимальное значение КПД. Цикл Карно.
Экологические аспекты использования тепловых двигателей. Тепловое загрязнение
окружающей среды.
Тема 3. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы
Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Удельная теплота
парообразования.Насыщенные и ненасыщенные пары. Качественная зависимость
плотности и давления насыщенного пара от температуры, их независимость от объёма
насыщенного пара. Зависимость температуры кипения от давления в жидкости.Влажность
воздуха. Относительная влажность.Твёрдое тело. Кристаллические и аморфные тела.
Анизотропия свойств кристаллов. Плавление и
кристаллизация. Удельная теплота плавления. Жидкие кристаллы. Современные
материалы.Деформации твёрдого тела. Растяжение и сжатие. Сдвиг. Модуль Юнга.
Предел упругих деформаций.Тепловое расширение жидкостей и твёрдых тел, объёмное и
линейное расширение. Ангармонизм тепловых колебаний частиц вещества как причина
теплового расширения тел (на качественном уровне).
Преобразование энергии в фазовых переходах.Уравнение теплового баланса.
Поверхностное натяжение. Коэффициент поверхностного натяжения. Капиллярные
явления. Давление под искривлённой поверхностью жидкости.
РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Тема 1. Электрическое поле
Электризация тел и её проявления. Электрический заряд.Два вида электрических зарядов.
Проводники, диэлектрики и полупроводники. Элементарный электрический заряд. Закон
сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов. Точечные заряды. Закон
Кулона. Электрическое поле. Его действие на электрические заряды.
Напряжённость электрического поля. Пробный заряд. Линии напряжённости
электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов и
напряжение. Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле. Потенциал
электростатического поля Связь напряжённости поля и разности потенциалов для
электростатического поля (как однородного, так и неоднородного).
Принцип суперпозиции электрических полей. Поле точечного заряда. Однородное поле.
Поле равномерно заряженной сферы. Поле равномерно заряженного шара. Поле
равномерно заряженной бесконечной плоскости. Картины линий напряжённости этих
полей и эквипотенциальных поверхностей. Проводники в электростатическом поле.
Условие равновесия зарядов. Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая
проницаемость вещества. Конденсатор. Электроёмкость конденсатора. Электроёмкость
плоского конденсатора. Параллельное соединение конденсаторов. Последовательное
соединение конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора.
Тема 2. Постоянный электрический ток
Сила тока. Постоянный ток. Условия существования постоянного электрического тока.
Источники тока. Напряжение U и ЭДС . Закон Ома для участка цепи.
Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления однородного проводника от
его длины и площади поперечного сечения. Удельное сопротивление вещества.
14

Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Расчёт
разветвлённых электрических цепей. Правила Кирхгофа.
Работа электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.
Тепловая мощность, выделяемая на резисторе. ЭДС и внутреннее сопротивление
источника тока. Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи. Мощность
источника тока. Короткое замыкание. Конденсатор в цепи постоянного тока. Катушка
индуктивности в цепи постоянного тока.
Тема 3. Токи в различных средах
Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость твёрдых
металлов. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.
Электрический ток в вакууме. Свойства электронных пучков.
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Свойства
p—n-перехода. Полупроводниковые приборы. Электрический ток в
электролитах. Электролитическая диссоциация. Электролиз. Законы Фарадея для
электролиза. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряд.
Различные типы самостоятельного разряда. Молния. Плазма.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Изучение курса физики углублённого уровня в 10 классе осуществляется с учётом
содержательных межпредметных связей с курсами математики, биологии, химии,
географии и технологии.
Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного познания:
явление, научный факт, гипотеза, физическая величина, закон, теория, наблюдение,
эксперимент, моделирование, модель, измерение, погрешности измерений, измерительные
приборы, цифровая лаборатория.
Математика: Решение системы уравнений. Линейная функция, парабола, гипербола, их
графики и свойства. Тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс;
основное тригонометрическое тождество. Вектора и их проекции на оси координат, сложение векторов.
Биология: механическое движение в живой природе, диффузия, осмос, теплообмен живых
организмов, тепловое загрязнение окружающей среды, утилизация биоорганического
топлива для выработки «тепловой» и электроэнергии, поверхностное натяжение и
капиллярные явления в природе, электрические явления в живой природе.
Химия: дискретное строение вещества, строение атома, моль вещества, молярная масса,
получение наноматериалов, тепловые свойства твёрдых тел, жидкостей и газов, жидкие
кристаллы, электрические свойства металлов, гальваника, электронная микроскопия.
География: влажность воздуха, ветры, барометр, термометр.
Технология: преобразование движений с использованием механизмов, учёт сухого и
жидкого трения в технике, статические конструкции (кронштейн, решетчатые
конструкции), использование законов сохранения механики в технике (гироскоп,
водомет и т.п.), двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, бытовой холодильник,
кондиционер, технологии получения современных материалов, в том числе,
наноматериалов
и
нанотехнологии,
электростатическая
защита,
заземление
электроприборов,
газоразрядные
лампы,
гальваника,
газоразрядные
лампы,
полупроводниковые приборы; гальваника.
11 класс.
РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Тема 4. Магнитное поле
Взаимодействие постоянных магнитов и проводников с током. Магнитное поле. Вектор
магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Линии магнитной
индукции. Магнитное поле проводника с током. Опыт Эрстеда. Сила Ампера, её
15

направление и значение. Сила Лоренца, её направление и значение. Движение заряженной
частицы в однородном магнитном поле. Работа силы
Лоренца.
Тема 5. Электромагнитная индукция
Явление электромагнитной индукции. Поток вектора магнитной индукции. ЭДС
индукции. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле.
ЭДС индукции в проводнике, движущемся поступательно Правило Ленца.
Индуктивность. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля
катушки с током. Электромагнитное поле.
РАЗДЕЛ 5. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
Тема 1. Механические колебания
Колебательная
система.
Свободные
колебания.
Гармонические
колебания.
Кинематическое и динамическое описание. Энергетическое описание (закон сохранения
механической энергии). Вывод динамического описания гармонических колебаний из их
энергетического и кинематического описания. Амплитуда и фаза колебаний. Связь
амплитуды колебаний исходной величины с амплитудами колебаний её скорости и
ускорения. Период и частота колебаний. Период малых свободных колебаний
математического маятника. Период свободных колебаний пружинного маятника.
Вынужденные колебания. Резонанс. Резонансная кривая.
Автоколебания.
Тема 2. Электромагнитные колебания
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в идеальном
колебательном контуре. Формула Томсона. Связь амплитуды заряда конденсатора с
амплитудой силы тока в колебательном контуре. Закон сохранения энергии в идеальном
колебательном контуре. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс.
Переменный ток. Мощность переменного тока. Амплитудное и действующее значение
силы тока и напряжения при различной форме зависимости переменного тока от времени.
Синусоидальный переменный ток. Резистор, конденсатор и катушка индуктивности в
цепи синусоидального переменного тока.
Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Экологические риски при производстве электроэнергии. Культура использования
электроэнергии в повседневной жизни.
Тема 3. Механические и электромагнитные волны
Механические волны, условия их распространения. Поперечные и продольные волны.
Период, скорость распространения и длина волны. Свойства механических волн:
отражение, преломление, интерференция и дифракция. Звук. Скорость звука. Громкость
звука. Высота тона. Тембр звука. Шумовое загрязнение окружающей среды.
Электромагнитные волны. Условия излучения электромагнитных волн. Взаимная
ориентация векторов в электромагнитной волне. Свойства электромагнитных волн:
отражение, преломление, поляризация, интерференция и дифракция. Шкала
электромагнитных волн. Применение электромагнитных волн в технике и быту.
Принципы радиосвязи и телевидения. Радиолокация. Электромагнитное загрязнение
окружающей среды.
Тема 4. Оптика
Прямолинейное распространение света в однородной среде. Луч света. Точечный
источник света. Отражение света. Законы отражения света. Построение изображений в
плоском зеркале. Преломление света. Законы преломления света. Абсолютный показатель
преломления. Относительный показатель преломления. Постоянство частоты света и
соотношение длин волн при переходе монохроматического света через границу раздела
двух оптических сред. Ход лучей в призме. Дисперсия света. Сложный состав белого
16

света. Цвет. Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего
отражения. Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза. Фокусное расстояние и
оптическая сила тонкой линзы. Зависимость фокусного расстояния тонкой сферической
линзы от её геометрии и относительного показателя
преломления. Формула тонкой линзы. Увеличение, даваемое линзой. Ход луча,
прошедшего линзу под произвольным углом к её главной оптической оси. Построение
изображений точки и отрезка прямой в собирающих и рассеивающих линзах и их
системах. Оптические приборы. Разрешающая способность. Глаз как
оптическая система. Пределы применимости геометрической оптики. Интерференция
света. Когерентные источники. Условия наблюдения максимумов и минимумов в
интерференционной картине от двух синфазных когерентных источников. Дифракция
света. Дифракционная решётка. Условие наблюдения главных максимумов при падении
монохроматического света на дифракционную решётку. Поляризация света.
РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Границы применимости классической механики. Постулаты теории относительности:
инвариантность модуля скорости света в вакууме, принцип относительности Эйнштейна.
Пространственно-временной интервал. Преобразования Лоренца. Условие причинности.
Относительность одновременности. Замедление времени и сокращение длины. Энергия и
импульс свободной частицы. Связь массы с энергией и импульсом свободной частицы.
Энергия покоя свободной частицы.
РАЗДЕЛ 7. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Тема 1. Корпускулярно-волновой дуализм
Равновесное тепловое излучение (излучение абсолютно чёрного тела). Закон смещения
Вина. Гипотеза Планка о квантах. Фотоны. Формула Планка связи энергии фотона с его
частотой. Энергия и импульс фотона. Фотоэффект. Опыты А. Г. Столетова. Законы
фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. «Красная граница» фотоэффекта.
Давление света (в частности, давление света на абсолютно
поглощающую и абсолютно отражающую поверхность). Опыты П. Н. Лебедева.
Волновые свойства частиц. Волны де Бройля. Длина волны де Бройля и размеры области
локализации движущейся частицы. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция
электронов на кристаллах.
Специфика измерений в микромире. Соотношения неопределённостей Гейзенберга.
Тема 2. Физика атома
Опыты по исследованию строения атома. Планетарная модель атома Резерфорда.
Постулаты Бора. Излучение и поглощение фотонов при переходе атома с одного уровня
энергии на другой. Линейчатые спектры. Спектр уровней энергии атома водорода.
Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазер.
Тема 3. Физика атомного ядра и элементарных частиц
Нуклонная модель ядра Гейзенберга—Иваненко. Заряд ядра. Массовое число ядра.
Изотопы. Радиоактивность. Альфа-распад. Электронный и позитронный бета-распад.
Гамма-излучение. Влияние радиоактивности на живые организмы. Закон радиоактивного
распада. Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы. Дефект массы ядра. Ядерные
реакции. Деление и синтез ядер. Ядерные реакторы. Проблемы управляемого
термоядерного синтеза. Экологические аспекты развития ядерной энергетики. Методы
регистрации и исследования элементарных частиц. Фундаментальные взаимодействия.
Барионы, мезоны и лептоны. Представление о Стандартной модели. Кварк-глюонная
модель адронов. Физика за пределами Стандартной модели. Тёмная материя и тёмная
энергия. Единство физической картины мира.
РАЗДЕЛ 8. ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ

17

Этапы развития астрономии. Прикладное и мировоззренческое значение астрономии.
Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Методы астрономических исследований. Современные оптические телескопы,
радиотелескопы, внеатмосферная астрономия. Солнце. Звёзды и источники их энергии.
Классификация звёзд. Эволюция Солнца и звёзд. Галактика. Галактики различных типов.
Пространственно-временные масштабы наблюдаемой Вселенной. Представление об
эволюции Вселенной. Нерешённые проблемы астрономии.
Ученические наблюдения:
Наблюдения невооружённым глазом с использованием компьютерных приложений для
определения положения небесных объектов на конкретную дату: основные созвездия
Северного полушария и яркие звёзды.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Изучение курса физики углублённого уровня в 11 классе осуществляется с учётом
содержательных межпредметных связей с курсами математики, биологии, химии,
географии и технологии.
Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного познания: явление,
научный факт, гипотеза, физическая величина, закон, теория, наблюдение, эксперимент,
моделирование, модель, измерение погрешности измерений, измерительные приборы,
цифровая лаборатория.
Математика: Решение системы уравнений. Тригонометрические функции: синус,
косинус, тангенс, котангенс; основное тригонометрическое тождество. Вектора и их
проекции на оси координат, сложение векторов. Производные элементарных функций.
Признаки подобия треугольников, определение площади плоских фигур и объёма тел.
Биология: электрические явления в живой природе, колебательные движения в живой
природе, экологические риски при производстве электроэнергии, электромагнитное
загрязнение окружающей среды, ультразвуковая диагностика в медицине, оптические
явления в живой природе.
Химия: строение атома, кристаллическая структура твёрдых тел, механизмы образования
кристаллической решётки, спектральный анализ.
География: магнитные полюса Земли, залежи магнитных руд, фотосъёмка земной
поверхности, сейсмограф.
Технология: применение постоянных магнитов, электромагнитов, электродвигатель
Якоби, генератор переменного тока, индукционная печь, линии электропередач,
электродвигатель, радар, радиоприёмник, телевизор, антенна, телефон,
солнечная
батарея, спутниковые приёмники, ядерная энергетика и экологические аспекты её
развития.
Тематическое планирование , 10кл. (140ч., 4ч. в неделю)
№п/п

Наименование
разделов и тем

1

Введение. Физика
и познание мира

Всего часов

Лабор
аторн
ые
работ
ы

Контр
ольн
ые
работ
ы

1
-

-

18

Электронные учебнометодические материалы

2.Презентации
3.Видеофильмы

2.

Механика:
Кинематика
Динамика
Законы
сохранения в
механике.Статика

71
24
24
23

4
1
3

3
1
1
1

1.Электронные
диски2.Презентации
3.Видеофильмы4.Сайт
«Решу ЕГЭ»,»ВПР»,
«РЭШ»5.Тестовые
электронные
задания(Инфоурок)
6.Живая физика: обучающая
программа. http://www.intedu.ru/soft/fiz.html
Уроки физики с
использованием Интернета.
http://www.phizinter.chat.ru
7.Физика.ru.
http://www.fizika.ru/
8.Физика: коллекция опытов.
http://experiment.edu.ru/

3

Молекулярная
физика и
термодинамика:
Основы МКТ
Термодинамика

29

1

1

20
9

1
-

-

1.Электронные диски
2.Презентации
3.Видеофильмы
4.Сайт «Решу ЕГЭ»,»ВПР»,
«РЭШ»
5.Тестовые электронные
задания(Инфоурок)
6.Живая физика: обучающая
программа. http://www.intedu.ru/soft/fiz.html
Уроки физики с
использованием Интернета.
http://www.phizinter.chat.ru
7.Физика.ru.
http://www.fizika.ru/
8.Физика: коллекция опытов.
http://experiment.edu.ru/

Электродинамик
а:
Электростатика
Законы
постоянного тока
Токи в разных
средах

39
16
12

2
2

2
1
1

11

-

-

4

19

1.Электронные диски
2.Презентации
3.Видеофильмы
4.Сайт «Решу ЕГЭ»,»ВПР»,
«РЭШ»
5.Тестовые электронные
задания(Инфоурок)
6.Живая физика: обучающая
программа. http://www.intedu.ru/soft/fiz.html
Уроки физики с
использованием Интернета.
http://www.phizinter.chat.ru
7.Физика.ru.
http://www.fizika.ru/
8.Физика: коллекция опытов.

http://experiment.edu.ru/

Итого

140

7

6

Тематическое планирование , 11кл (140ч., 4ч. в неделю)
№п/п

Наименование
разделов и тем

1

2.

Всего
часов

Основы
электродинамики
(продолжение)
Магнитное поле
Электромагнитная
индукция

22

Колебания и
волны
Механические
колебания
Электромагнитные
колебания и вол.
Механические
волны
Электромагнитные
волны

41

8
14

Лабораторные
работы
1
1

8
11

1.Электронные диски
2.Презентации
3.Видеофильмы
4.Сайт «Решу ЕГЭ»,»ВПР»,
«РЭШ»
5.Тестовые электронные
задания(Инфоурок)
6.Живая физика: обучающая
программа. http://www.intedu.ru/soft/fiz.html
Уроки физики с
использованием Интернета.
http://www.phizinter.chat.ru
7.Физика.ru.
http://www.fizika.ru/
8.Физика: коллекция опытов.
http://experiment.edu.ru/

2

6
16

Электронные учебнометодические материалы

1
1
-

20

1.Электронные диски
2.Презентации
3.Видеофильмы
4.Сайт «Решу ЕГЭ»,»ВПР»,
«РЭШ»
5.Тестовые электронные
задания(Инфоурок)
6.Живая физика: обучающая
программа. http://www.intedu.ru/soft/fiz.html
Уроки физики с
использованием Интернета.
http://www.phizinter.chat.ru
7.Физика.ru.
http://www.fizika.ru/
8.Физика: коллекция опытов.
http://experiment.edu.ru/

3

4

5

6

Оптика
Световые волны
Излучения и
спектры

25
21
4

1
-

Основы СТО

5

-

Квантовая физика
Световые кванты
Атомная физика
Физика атомного
ядра
Элем. частицы

36
7
5
20

1
-

Элементы
астрофизики
Итоговая
контрольная работа

11

Итого

140

4

4

21

1.Электронные диски
2.Презентации
3.Видеофильмы
4.Сайт «Решу ЕГЭ»,»ВПР»,
«РЭШ»
5.Тестовые электронные
задания(Инфоурок)
6.Живая физика: обучающая
программа. http://www.intedu.ru/soft/fiz.html
Уроки физики с
использованием Интернета.
http://www.phizinter.chat.ru
7.Физика.ru.
http://www.fizika.ru/
8.Физика: коллекция опытов.
http://experiment.edu.ru/
1.Электронные
диски2.Презентации
3.Видеофильмы
1.Электронные
диски2.Презентации
3.Видеофильмы
4.Сайт «Решу ЕГЭ»,»ВПР»,
«РЭШ»
5.Тестовые электронные
задания(Инфоурок)
6.Живая физика: обучающая
программа. http://www.intedu.ru/soft/fiz.html
Уроки физики с
использованием Интернета.
http://www.phizinter.chat.ru
7.Физика.ru.
http://www.fizika.ru/
8.Физика: коллекция опытов.
http://experiment.edu.ru/
1.Электронные
диски2.Презентации
3.Видеофильмы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».